Современные и надежные прицепы СЗАП различного назначения и грузоподъемности позволяют повысить эффективность грузовых перевозок за счет формирования автопоездов разнообразного назначения.
Определение прицепа
В соответствии с определением, закрепленным в Российском стандарте по квалификации транспортных средств, к категории прицепа относится транспортное средство, обладающее следующими критериями:
- в конструкции применено более одной колесной оси;
- наличие сцепного механизма, способного осуществлять вертикальное перемещение;
- используемое прицепное устройство обеспечивает поворот передней колесной оси;
- движение осуществляется за счет буксирующего транспорта;
- сцепное устройство не передает усилия на транспортное средство, осуществляющее буксировку.
К обозначению прицепа с использованием только центральной оси добавляется критерий, о том, что колесная ось (оси) обязана располагаться, при сбалансированной загрузке, в центре масс буксируемого средства.
Еще одним распространенным буксируемым средством является полуприцеп, который располагается сзади перевозящего транспортного средства, и соединен с ним специальным сцепным механизмом, передающим как вертикальные, так и горизонтальные усилия.
Для транспортировки полуприцепов и прицепов используются мощные грузовые автомашины, которые называются тягачами, а совместное транспортное средство получило название автопоезд.
Назначение прицепов
Основное назначение прицепа — это увеличение количества и объемов перевозимого за один транспортный рейс груза и тем самым снижение финансовых затрат на перевозки.
Кроме того, совместное использование автомобиля и прицепа обладает следующими преимуществами:
- уменьшение расхода топлива на транспортировку единицы груза до 40%;
- увеличение объемов перевозки до двух и более раз (при использовании нескольких прицепов сразу);
- возможность формирования многофункционального транспортного средства для организации нескольких видов операций, например, автомобиль с КМУ (краново-манипуляторная установка) способен осуществлять загрузку прицепа и собственной грузовой платформы, выполнять совместную транспортировку груза до места назначения и при необходимости производить разгрузку.
К определенным недостаткам следует отнести следующие факторы:
- увеличение затрат на техническое и сервисное обслуживание автопоезда;
- снижение скорости доставки грузов;
- более высокие требования к профессиональному уровню водителя автопоезда;
- необходимость оборудования грузового автомобиля специальными узлами для работы с прицепом.
Наибольшее использование прицепов приходится при транспортировке грузов на дальние расстояния.
Назначение модели СЗАП-83053
Распространенной моделью производства компании «Автоприцеп-КАМАЗ» является трехосный прицеп СЗАП-83053.
Такое распространение обеспечивается доступной стоимостью прицепа и большим количеством вариантов комплектации, к основным из которых следует:
- шасси без пола, для дальнейшего оборудования настройками в зависимости от требований заказчика (лесовоз, контейнеровоз и т. д.);
- шасси с металлическим или деревянным полом;
- бортовая комплектация с высотой борта 6,25 см;
- сельхоз-вариант высотой борта в 1,70;
- каркас с внутренней высотой 2,5 м для изготовления тентованной общетранспортной версии.
Наиболее подходящими тягачами для указанной модели прицепа СЗАП являются грузовики КамАЗ моделей 5360 и 53215. Допустимо использование и других грузовых автомобилей, оборудованных тягово-сцепным механизмом в соответствии с ГОСТ 2349-75, а также обладающих соответствующей грузоподъемностью.
Технические параметры прицепа
Кроме удачной и крепкой рамной конструкции, возможности эксплуатации с различными тягачами, существующие технические характеристики прицепа СЗАП-83053 обеспечили его широкое применение.
Параметры:
- грузоподъемность – 13,5 т;
- вес снаряженного прицепа – 4,5 т;
- полная масса – 18 т;
- количество осей – 3;
- число колес – 6;
- типоразмер колес — 300R508;
- внутренние размеры платформы:
• длина – 8,15 м;
• ширина – 2,48 м;
• высота с тентом (без тента) – 2,51 (0,76) м; - наружные параметры:
• длина – 10,29 м;
• ширина – 2,55 м;
• высота с тентом (без тента) – 4,00 (2,06) м; - площадь – 20,2 м²;
- объем с тентом (без тента) – 50,7 (15,4) м³;
- высота погрузки – 1,30 м;
- база – 4,33 м;
- клиренс – 35 см.
Разнообразное устройство и значительное количество выпускаемых прицепов СЗАП грузоподъемностью от 8 до 35 тонн позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант прицепного устройства.